Ферма королевы Марии Антуанетты

Амо де ля Рен — деревушка королевы Марии-Антуанетты в Версале

«Итак, вы любите цветы?» – Однажды, как бы невзначай, спросил только что восшедший на престол Франции король Людовик XVIсвою совсем еще юную супругу во время прогулки по садам Версаля.

«Да, Сир!» – ресницы Марии-Антуанетты вспорхнули в удивлении.

«Что ж, у меня есть один букет для Вас». – Людовик махнул платком в сторону Малого Трианона, того самого, что был обустроен еще для фаворитки его отца – мадам де Помпадур, к несчастью, не дожившей до окончания его строительства.

«Благодарю вас, Сир!» – Отвечала с поклоном королева. Но озорная улыбка тут же озарила ее лицу: – «У меня, Сир, есть одно непременное условие, без которого я не смогу принять от Вас этот великолепный дар: Вы дадите мне слово Короля, не появляться в моих владениях иначе как по моему приглашению».

Малый Трианон стал любимым местом Марии-Антуанетты, так и не привыкшей к строгому, испанского образца, дворцовому этикету и душному миру парижских интриг и сплетен. В своих владениях королева Франции могла оставаться собой, общаться только с действительно близкими людьми и приводить облик окружающих ее интерьеров и ландшафтов в соответствии со своим внутренним миром, достигая, пусть и временно, той шаткой гармонии в существовании, к которой все мы так стремимся. Во главе ее небольшого двора в Трианоне встали её молочный брат лейтенант Вебер, приехавший из Вены, и капитан королевских мушкетеров д’Эспирак. Среди первых аристократов, которые были приняты ко двору, были граф и графиня Прованские, граф д’Артуа и граф де Ферзен, с которым у королевы сложились весьма романтические отношения.

В наследство от мадам де Помпадур и Людовика XV Марии-Антуанетте достался прекрасный ботанический сад с редчайшими видами растений, дендрарий и рощи фруктовых деревьев, простирающиеся за владениями Малого Трианона. Здесь также была устроена и «образцовая ферма», огород и теплицы «на биотопливе»: королевские садовники умудрялись получать первый урожай клубники в марте, используя тепло, выделяемое при биологическом распаде конского навоза под слоем земли. Людовик XV знал толк в ботанике: он переписывался со шведским врачом и естествоиспытателем Карлом Линнеем и выращивал в Королевском огороде на берегу Швейцарского бассейна не только овощи к столу, но и многие лекарственные травы. В Ботаническом саду растения были высажены исходя из классификации видов профессора Линнея. До Людовика XIV, превратившем охотничью резиденцию в Версале в роскошное поместье французского королевского дома, сады питались архитектурно-ландшафтными идеями итальянского дома Медичи и архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио, заимствовавшего принципы классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима. При Короле-Солнце талантливый архитектор и ландшафтный дизайнер Андре Ле Нотр смог создать оригинальный французский стиль сада, воплощенный в новом роскошном Версале, который сочетал в себе идеи формальных итальянских садов и плотной насыщенности деталями регулярных садов Голландии.

Эстетическими образцами для преображения Трианона Марии-Антуанетте служили жанровые картины английских, голландских и фламандских художников и труд «Опыт о садах» французского художника Клода-Анри Вателе, вдохновленного идеями Руссо. В труде Вателе приведены подробные описания внешнего вида отдельных участков идеальных ферм и садов, которым следовали его почитатели:

«Весь участок целиком отдан растениям и цветам, излюбленным пчелами. В изобилии представлены далеко распространяющие свои благоухания тимьян, лаванда, вербы, ивы, липы, тополя. Подобно чистоте того места, которое мы только что покинули, здесь самое главное — роскошь запахов и цветов. Из этого следует, что наслаждения, чтобы не противоречить разуму, должны иметь обоснование или, по крайней мере, предлог в Природе».

Философия Руссо и концепции Вателе уже нашли свое воплощения в прекрасных входивших в моду пейзажных садах в английском и англо-китайском стиле. Королева, следуя модной тенденции, поручила садовнику Антуану Ришару разработать проект пейзажного парка с китайским садом. Планируя в 1774 году неформальный пейзажный парк с извилистыми дорожками и каналами возле Малого Трианона, Ришар попытался сохранить ботанический сад и образцовую ферму, включив их в свой проект. Однако Мария-Антуанетта желала стать полновластной хозяйкой своих владений, где все устроено в согласии с её собственной, еще во многом детской, картиной мира, где не было место правильным геометрическим формам и симметрии взрослого, чуждого его порядка.

Вдохновение для создания собственного пейзажного мира Мария-Антуанетта почерпнула в английском парке поместья графа Виктора Мориса де Рике де Карамана в Руасси и в китайском саду в его особняке на улице в Сен-Доминик в Париже. Мария-Антуанетта лично наносила ему визиты, перенимая опыт графа в ландшафтной архитектуре. По его совету она обратилась за помощью к архитектору Ришару Мику, имеющему корни из Лотарингии, как и отец королевы. Совместно с Антуаном Ришаром и при помощи художника-пейзажиста Юбера Робера Мик стал разбивать на месте ботанического сада пейзажный англо-китайский парк.

Для работ королева наняла садовников из Англии, а для вдохновения покупала английские полотна с романтическими пейзажами. При разбивке нового парка образцовая ферма Людовика XV была снесена, а четыре тысячи редких растений из ботанического сада Малого Трианона были перенесены в Королевский сад лекарственных растений в Париже (ныне Ботанический сад Парижа). Просторные английские газоны и заросли кустарников, пруды с лебедями и протоки с романтическими мостиками, неизменно простые клумбы и величественные в своей естественной красоте деревья, извилистые дорожки, скамейки под сенью деревьев и как бы случайные россыпи замшелых камней вытеснили строгий порядок французских террас Ле Нотра, стрелы аллей сходящихся у центральных фонтанов, и деревья, постриженные самым причудливым образом. Из прежних построек на месте оставили лишь строжку, в которой проживал отец Антуана Ришара — ботаник Клод Ришар, создатель ботанического сада в Малом Трианоне для Людовика XV-го.

В 1775 году Мик стал Первым архитектором короля. В садах Малого Трианона он применят принципы, описанные Вателе: «Три свойства, вытекающие из общепринятых мнений, могут быть положены в основу украшения новых парков: — это Живописность, Поэтичность, Романтичность».

Мария-Антуанетта возродила для себя беспечный мир детства в своем новом Трианоне. Здесь звучала музыка, слышался смех и веселые голоса очаровательных женщин и мужчин, устраивались бесконечные праздники. Каждое воскресенье в течение летнего сезона в парке Мария-Антуанетта играла в мяч, где мог гулять любой, чья одежда и поведение были респектабельным. Королева непринужденно болтала с нянями и родителями детей, приходящих насладиться новым парком Трианона. В 1780-м году Мик возвел Театр Королевы, воспроизводивший в миниатюре версальскую Оперу, где Мария-Антуанетта с удовольствием играла на сцене беспечных и наивных пастушек, и, для которой сама писала пьесы.

Возможно, вдохновленная театральными постановками из простой крестьянской жизни и их живописными декорациями, романтическими пейзажами и жанровыми сценами на полотнах Томаса Гейнсборо или, может быть, описаниями «украшенной фермы», обеспечивающей людей всем необходимым, в «Опыте о садах» Вателе, а может быть, и приняв близко к сердцу роль и судьбу пастушки, Мария-Антуанетта решает создать в поместье большую игрушку в натуральную величину — свою собственную Деревеньку Королевы (Ле Амо де ла Рен), где она сможет преображаться в желанную роль в повседневной жизни и без театральных подмостков. Живым примером такого идиллического уголка послужила деревенька в саду герцога де Бурбона-Конде возле его дворца в Шантийи, построенная в 1774-1775 годах. Имелись бутафорские деревеньки и у других представителей Бурбонов: у герцога Орлеанского в Руанси, у герцога Шартрского в Муссо, у графини Прованской в Монтейе. Кроме своей декоративной и утилитарной роли (производство и поставка свежайшего провианта к столу), деревеньки и фермы служили для безопасного знакомства с миром крестьянской жизни и домашних животных молодых отпрысков благородных семейств.

Деревенька Марии-Антуанетты должна была завершить создание маленького идеального мира Трианона, создать впечатление, что поместье находится далеко в сельской местности. Архитектура деревеньки должна была напоминать родную Австрию. Не случайно Мария-Антуанетта иногда называла ее «Маленькой Веной».

Возведение идиллической деревеньки было поручено архитектору Ришару Мику и живописцу Юберу Роберу. Строить деревню было решено в удаленной части парка, где ранее планировалось возведение Руины. К работам приступили летом 1783 года, сразу же по завершению разбивки англо-китайского парка Малого Трианона. Завершающий деревенский ансамбль домик – Будуар Королевы, был построен в 1785 году. По сегодняшнему курсу постройка королевской деревни Амо де ла Рен обошлась в пять миллионов долларов. Благодаря консультациям художника Юбера Робера, усердной работе над эскизами каждого рукотворного пейзажа, проектам художников Клода-Луи Шатле и Луи Варфоломея Фере и моделям построек скульптора Иосифа Дешама, заимствовавших лучшие из образцов нормандской и фламандской фахверковой архитектуры, деревенька вышла гораздо живописнее, чем существующие аналоги в садах французской знати.

Марии-Антуанетте при создании «украшенной деревеньки», пожалуй, удалось создать в своей вотчине новый стиль, отражающий ее индивидуальность: очаровательный, современный и оригинальный. Архитектура построек, хоть и питалась народными мотивами Австрии, Нормандии и Фландрии, вышла совершенно уникальной, не похожей в целом ни на одну из местностей. Деревенька Марии-Антуанетты выглядела как декорации к спектаклям из идиллической жизни невинных пастушек. Деревенские здания были возведены по смешанным технологиям: здесь были и глинобитные стены, и каменная кладка, и фахверк, и массивные английские каркасы из столбов и балок. Стены построек были мастерски состарены: кое-где отваливалась штукатурка и была видна каменная кладка, где-то по стенам были нарисованы трещины и кракелюр, а различные фактуры штукатурки имитировали примитивный ремонт, выполненный крестьянской рукой. Сложносоставные крыши всех построек были выполнены из камыша.

В Малом Трианоне были высажены деревья со всего мира: из Голландии, Индии, с Карибских островов, из Африки, Мексики, Китая и Северной Америки. Разнообразие высаженных в одиночку деревьев просто поражает: здесь были многие разновидности дуба, магнолии и кленов, катальпа, тисс, кизилы, лириодендрон тюльпановый, рожковые деревья, черный орех, деревья Иуды, ливанские кедры и многие другие. В садах Трианона в кадках росли абрикосовые и апельсиновые деревья, плоды и цветы которых шли на приготовление лимонадов и парфюмерии.

Многие цветы, такие как полевые лилии, жасмин, цвет яблони и, кончено, розы, Мария-Антуанетта использовала как мотивы в оформлении интерьеров в пастельных тонах и для росписи фарфора по ее собственным эскизам. Рядом с фермой были заложены небольшие виноградники, а многие деревенские дома были увиты лозой, забирающейся даже на крыши. Для переработки молочных продуктов с фермы, расположившейся поодаль, было построено две молочни, из которых до нашего времени дошла только одна, близ Башни Мальбрука. В одной молочной били масло, а во второй готовили сыры и сливки. В «чистой молочной», продукты из которой подавались королеве, пол был выполнен из белого и голубого мрамора, стены облицованы каменной плиткой, а рабочий стол был вырезан из мрамора. Хранили молочные продукты в ледниках в изготовленных на заказ фарфоровый горшках, кувшинах и кубках. Ходили слухи, что молочные чаши были изготовлены по слепку с груди озорной королевы. Заведовал молочными главный фермер Вали Буссар. Мария-Антуанетта с радостью проводила время на ферме, где всех животных с утра тщательно мыли и повязывали им шелковые бантики. Существует архивные свидетельства о том, что королева проводила недели на ферме, вникая в детали земледелия и ведения фермерского хозяйства, интересуясь всеми деталями, не гнушаясь собственноручно доить коров. Когда устройство маленького зеленого рая на земле было завершено, Мария-Антуанетта, на вершине счастья пригласила мужа насладится плодами ее труда, начиная о прекрасных пейзажей и строений и заканчивая чашечкой кофе, зерна для которого она смолола своими руками. Высшая аристократия двора почитала за честь быть принятой в Трианоне, танцевать, слушать музыку, смотреть театральные постановки и, конечно, отведать блюда из даров фермы королевы. В дальнейшем, будет ли Мария-Антуанетта принимать на ужин короля Франции или Швеции, императора Австрии или других знатных персон, она с гордостью подавала на стол в беседке под сенью жимолости свежие яйца, сыр и мороженое с румяной клубникой как доказательство ее личного искусства в ведении пусть и небольшого, но все же настоящего крестьянского хозяйства.

Даже когда Мария будет коротать свои дни в заключение в Тюильри в Париже, ее любимая ферма будет поставлять ей свежее молоко и другие продукты, напоминая о годах абсолютного счастья.

Жизненный путь Марии-Антуанетты, королевы Франции закончился 16 октября 1793 года, когда палач Самсон поднял на потеху граждан Французской республики ее окровавленную голову, а жандарм Меньо подставил платок, на который стекала королевская кровь.

Как и положено, после революции деревенька Амо де ля Рен пришла в упадок. Время, природа, глупцы и вандалы изрядно потрепали ее. Например, цветочные горшки были проданы революционерами или просто расхищены. Деревушку сдавали в аренду фермерам, устраивали в ней таверну и солдатские казармы для гвардии императора Наполеона I. Потом деревушка оказывается заброшенной почти на столетие, несмотря на причисление ее к историческим памятникам Франции в 1862 году и подкрепление статуса признанием исторической ценности Версаля в 1906 году. После I мировой войны изрядно потрепанные постройки Малого Трианона были отреставрированы на щедрые пожертвования Джона Д. Рокфеллера-младшего. В 1950-х отдельные здания пострадали от вандалов. В 1979 году Амо де ла Рен была включена в список Всемирного исторического наследия ЮНЕСКО. Ферма королевы с конца 1990-х годов является педагогической площадкой Фонда помощи животным, где детей знакомят с домашней живностью в исторической обстановке.

Сильные ураганы в 1970-х годах, в 1990 и 1999 годах изрядно потрепали кровли деревенских домиков, которые потребовали существенного ремонта. Начавшаяся реставрация деревушки королевы была завершена в 2006 году, когда 1 июня Амо де ля Рен приняла первых посетителей. Воссоздание домов и ландшафта было проведено с величайшей исторической точностью: на основании архивных документов и археологических раскопок. Исследователи искали не только следы оригинальных дорожек, проток и дренажных канав эпохи Марии-Антуанетты, но даже семена растений, произраставших в ту пору в садах и на огородах. Теперь и в деревушке и в парке Трианона растет и цветет только то, что произрастало там при Людовиках.

Пусть королеве Марии-Антуанетте и не выпал шанс изменить жизнь во Франции, но она сумела добиться совершенства в объединении природы, архитектуры и хозяйства на небольшом пространстве своей идеальной деревеньки Амо де ля Рен.

На фотографии в заголовке: Ферма королевы Марии Антуанетты в Версале. © 2015 Текст, фотографии — Андрей Дачник.